Этот текст я написала еще до выхода в тираж Космополитена с 150-килограммовой моделью на обложке. Где-то за неделю примерно. А началось все с того, что я наткнулась на дискуссию про принятие себя и отношение к своему телу как к «просто телу». Понятно, что тут же было и про бодипозитив и про то, что тело – это не сексуальный объект. Там много всякого было, и люди были с этой и с той стороны государственной границы. При этом активно люди спорили про то, как у них хорошо и как у нас плохо. Не в смысле, что все они там стройны и прекрасны, а в смысле, что они толстые, но не парятся – хочешь шорты и короткие юбки, хочешь голышом на велопарад или в парк. И все это оттого, что они себя любят и принимают такими, какие есть, и не бегают за эфемерной красотой и молодостью. И когда человеческое тело перестает быть сексуальным объектом и становится просто телом, то наступает вселенское счастье – хочешь голым в парке, на тебя никто и не посмотрит как на сексуальный объект. Как-то так.
Ну, даже если убрать тот факт, что у нас тоже люди ходят кто во что горазд, и не сильно парятся, и вообще, вопрос внешнего вида – это вопрос внутреннего допуска. Позволяешь ли ты себе или нет. Если ты себе позволяешь, то ходишь хоть в трусах по Красной площади.
Я полезла полюбопытствовать, что же такое бодипозитив и обнаружила, что изначально спокойную идею: «ценить то, что есть» извратили на корню, и впали в очередную крайность – объявили любое тело красивым. Все бы ничего, но есть некоторое количество вещей, которые, на мой взгляд, не стыкуются друг с другом.
Когда-то в детстве мне подарили книжку Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Так вот там было чудесное описание красоты через целесообразность. Условно, про биологическую основу красоты. Про то, что красивым мы считаем воспроизведенный сильный ген. И, с точки зрения генетического восприятия, красивым мы считает того представителя вида, у которого выше вероятность выживания и передачи сильного гена потомству. И исследования человеческого мозга эту теорию подтверждают. И поэтому человеческий мозг не рассматривает больное тело как красивое. Тут включается другой инстинкт – больной значит слабый, слабый или ребенок или старик. И да, большинство бодипозитивных фотографий вызывают жалость. И это не про презрение или осознанное отношение – это подсознательная программа выживания вида – слабого надо не вожделеть или рассматривать равным, а защищать.
Ок, я вполне себе могу представить, что можно себя любить, принимать, относиться к собственному телу без излишних требований, но если взять «условно гипотетическую толстую женщину в мини или в шортах» где-нибудь в Европе и рассмотреть ее на предмет так ли она себя любит и принимает, то получится, что не очень.
Давайте рассмотрим вопрос любви к себе через призму тела. Любовь к себе с точки зрения тела означает, что человек удовлетворяет свои физиологические потребности таким образом, чтобы тело было сыто, здорово, вымыто, удовлетворено тактильно и сексуально. В общем, если брать толстую тетечку в мини – ее любовь к себе гарантированно реализована только в аспекте «сыто», остальное под вопросом. Ну, надеюсь, что вымыто тоже, а вот по поводу здорово – это вопрос. Точнее, для тела дополнительная масса в 5 кг вроде бы не много, но если тело к ней не привыкло, то это дополнительная нагрузка на связки и суставы, на костный каркас и позвоночник. Для тела это в некотором смысле стресс, и если масса продолжает накапливаться, то стресс усиливается. По поводу здоровья есть разные мнения, кто-то считает, что избыточная масса приводит к болезням, кто-то – что избыточная масса является маркером болезни, но все, так или иначе, связывают излишний вес с нездоровьем.
Т.е. получилось, что тело ты кормишь, но в ущерб его состоянию. Не стоит забывать, что нагрузки телу тоже нужны, ибо в те далекие времена, когда наши предки бегали за мамонтом, навык бегать, бросать копье, убегать, лазить по деревьям (а это, смею заметить, физические навыки) были залогом выживания. И навыки тела для выживания человека стали мало используемыми последние лет 50-60. А в лимбической системе (которой лет эдак 450 млн.) прописано, если хочешь выжить будь готов к нагрузкам. Нагрузок нет — телу плохо, оно генерит тревожность. Нет, не потому, что оно голодное или вот-вот умрет, а потому, что подсознание постоянно анализирует систему, которой оно управляет, и отсутствие нагрузок говорит о том, что человек слабый, а слабые не выживают или, как минимум, находятся под угрозой. Так запускается спираль тревожности – есть тревога и угроза — повышаем уровень кортизола, чтобы погасить стресс. Все бы ничего, но кортизол гасит стресс, резко сокращая синтез белка.
Вообще-то, гормон призван мобилизовать простейшие питательные вещества в случае чего, но постоянно высокая концентрация этого гормона приводит к беспричинному стрессу, повышенной раздражительности и нарушению метаболизма (обмена веществ). В общем, разрушает мышечную ткань и формирует жировую. И масса тела увеличивается и увеличивается.
Поэтому, когда мне говорят про бодипозитив и принятие себя люди с избыточной массой тела, то у меня вопрос всегда один – а какой стресс человек заедает и почему он с ним ничего больше не делает. Где та самая забота о себе, которая должна бы человека сподвигнуть на действие. Если человек здоров физически и психологически, то тело не будет накапливать лишние жиры, ему не зачем. У человеческого организма все логично и рационально: если мне ничто не угрожает и у меня всего в изобилии, то я запасов делать не буду, ибо незачем, всего и так много.
И если человек с очевидно некрасивым телом упорно говорит о том, что это красиво, то возникает вопрос о том, а от чего, собственно, человек отворачивается? Скорее всего, дело тут не в теле, тело только индикатор. Почему ему так трудно признать, что оно объективно некрасиво? И как только ты принимаешь тот факт, что ты некрасив, то ты видишь, что можно изменить, а что изменить нельзя; меняешь то, что можно изменить (условно – занимаешься спортом); меняешь систему питания на здоровую и сбалансированную; идешь к психологу, который поможет тебе разобраться, что же формирует твою тревогу и от чего тебя твои лишние килограммы защищают; и принимаешь то, что изменить не можешь – форму носа, глаз, ушей, кривизну ног или что там еще может быть, что не меняется само по себе. Возможно, ты не будешь человеком с обложки глянцевого журнала, но тебе будет, чем гордиться, и внутреннее ощущение себя, как человека, который себя делает сам – очень повышает и собственную ценность, и любовь к себе, и любовь к своему телу.
Когда я начала писать эту статью, то пошла посмотреть картинки про бодипозитив. И это адский ад. Я даже не про излишний вес. Чего там только нет. Но интересно, что почти на каждой фотографии группы бодипозитивных женщин есть парочка с диагнозом ожирение и медицинскими рекомендациями снизить весь на 30-60 кг, и несколько украшенных татуировками. И вот последнее меня заинтересовало. Татуировка – это украшение. Для человека, который делает тату – он улучшает себя. Т.е. похудеть и таким образом улучшить себя, свое здоровье, качество своей жизни – это, с точки зрения бодипозитивных людей, вызывает протест, а исколоть свое прекрасное тело наскальной живописью – нормально. И чем оно в таком случае отличается от пластической операции? И украсить себя наколками – это круто, а отрезать нос или нарастить грудь — это фуууууу? С моей точки зрения – одна фигня. И то и другое – попытка вмешаться в свое тело, чтобы стать красивее. Просто представления о красоте разные. И ни то ни другое к принятию себя отношения не имеет.
Второй аспект, который активно звучал в дискуссии – на западе человеческое тело не рассматривают как сексуальный объект, а у нас рассматривают. Поэтому у них голые велопарады, а у нас на тебя сексуально облизываются все кому не лень.
Знаете, что я вам скажу? История из моей жизни. Как-то мы c приятелем пошли поужинать. Поужинать решили на террасе в Хайяте Арарат. В общем, за все время ужина, а меня никто не пялился и даже никто не вожделел… А вот на выходе из отеля мы натолкнулись на немецкого человека, точнее, на него обратил внимание мой приятель, заржал в голос и сказал, что меня сейчас пытаются если не поиметь взглядом, то, как минимум, оставить без одежды. И было занятно наблюдать, как тебя поедают глазами и вожделеют.
Было ли мне оскорбительно или неприятно, что меня вожделеют? Если честно, мне было наплевать. Но я вообще человек с крепкой психикой, да еще и выросший в курортном городе. И моя тонкая душевная организация цинично хмыкнула и пошла жить свою счастливую жизнь дальше – это же не мои проблемы… Если у тебя с собой все в порядке, и у тебя нет к себе особых претензий, то что ты там и для кого значишь, и возбуждается ли кто-то, глядя на твои коленки или фотографии в инстаграме – тебя это не волнует. Ты для себя человек с тонкой душевной организацией и богатым внутренним миром, вот и занимайся собой, своим миром, тем, что тебя интересует. И для кого ты сексуальное тело, для кого мега-мозг, а для кого редкой души человек – по большому счету значения не имеет, потому как то, как тебя видят окружающие – это не про тебя, это про смотрящего. Про тебя – это то, как ты видишь людей вокруг себя.
А во-вторых, тело должно быть сексуально привлекательным объектом. Если оно им не будет, человечество вымрет. Извините, но мы сексом занимаемся телом, и мозг наш заточен таким образом, чтобы сексуальное желание возникало при появлении в поле зрения человека, который нам подходит биохимически для продолжения рода, тот человек, с которым у нас может получиться самое сильное потомство. Человечеству еще предстоит открыть все хитрости и уловки нашего мозга, но даже то, что мы знаем о нем сейчас, ставит под сомнение наши представления о том, что мы осознанно принимаем решения, делаем выбор и т.д. И если мне говорят, что человеческое тело – это всего лишь тело и сексуальных мыслей не должно вызывать, то, на мой взгляд, это своего рода требование к окружающим, чтобы они научились усмирять свои гормоны по желанию. Мгм… Требование немедленно полететь на Марс звучало бы реалистичнее…
И, если честно, мини на женщине 50+ размера – это все-таки попытка привлечь внимание. Либо к себе, как к сексуальному объекту, либо к своей проблеме – если человек все-таки идейно протестует против чего-то. И в том и в другом случае – это маркер внутреннего конфликта. И человеку с ним стоит разбираться, пока тело не начало болеть.
С точки зрения удобства, телу удобнее всего в какой-нить хламидке до пят, или в широких штанах, в любом рубище, которое не натирает и не стесняет движения. И в категорию удобное мини юбка точно не относится, шорты типа парашют — могут относиться, но если тип другой, то тоже не относятся. Так вот, все, что не удобное (т.е. не хламидка) – к бодипозитиву не должно относиться. Опять-таки, голое тело – это тоже не про бодипозитив. Почему? Потому что кожа у нас тонкая, ранится быстро, современный человек совсем изнежился от жизни в цивилизации – у нас каждый второй норовит прилечь от укуса осы или цветения липы, мы на солнце сгораем, от долгого пребывания в воде кожа трескается. Наша кожа плохо переносит все – ветер, солнце, мороз, воду, отсутствие воды. Вопрос: если ты любишь свое тело, то на кой хрен тебе натирать велосипедным седлом гениталии, и еще подвергать свою кожу риску сгореть или замерзнуть? Почему, собственно, надо ехать голым? Какая у этого сакрального действия цель? Ну, в бане сидеть голым понятно – вроде как мыться в шубе смысла нет, а вот на велопарад без трусов – какая цель? На мой взгляд – только демонстративная. Но демонстрация чего-нибудь – это акт привлечения внимания. Человек, который с собой в ладу, свои проблемы решает, а не демонстрирует. Не в смысле прячет, а в смысле – не выпячивает и не привлекает внимание окружающих специально. Может решить – решает, не может – копит сил и ждет, когда сможет.
Я защитников концепта «тело — не сексуальный объект» спросила про цель, ответ был, что они тело не демонстрируют, оно у них есть, и значит, может быть голым в парке. Ну, я опять-таки не спорю – тело может быть голым в парке, если ничьих свобод не нарушает и если такую форму разрешает закон. Меня интересует не право тела быть голым, а смысл пребывания голым в общественном месте. Но это мне никто объяснить не может. Ну, точнее некому, у меня сторонников убежденно-агрессивного бодипозитива нет.
Итого, независимо от того, являетесь вы сторонником бодипозитива или нет, принимаете вы свое тело или улучшаете – вы имеете на это право. Просто если вы будете осознавать, что вы делаете, зачем и почему – перекосов не будет. Телом надо заниматься, и спорт должен быть нормой жизни (или не спорт, но какие-то физические нагрузки), опять-таки, когда дело доходит до маниакального построения тела, кубиков на прессе, и стероидов – это отклонение от нормы, и это можно понять, если вы собираетесь стать мистером Олимпия, но глупо, если ваша цель чтобы вас девушки любили в городе Урюпинске. Ибо в таком случае ущерб, наносимый своему здоровью, неоправданно высок. Но если у вас 150 кг веса, то говорить о том, что вы красивы и принимаете себя – как минимум, не совсем правда. Принять себя в данном случае – это признать, что ты некрасив и толст. Ну да, я толстый, это так. И сейчас я такой. Как минимум, признание себя некрасивым и толстым и принятие этого факта убережет вас от эпатажа, ну и сподвигнет к изменениям.
Второе, по мнению врачей, есть 3 кита, которые провоцируют набор лишнего веса и мешают его сбросить:
1) психологические причины – стресс, переживания, постоянная тревожность, недостаток сна.
2) причины, связанные с питанием – чрезмерное употребление жирной и сладкой пищи, нерегулярное и несбалансированное питание.
3) причины, связанные с физической нагрузкой, а точнее с ее отсутствием – малоподвижный образ жизни, сидячая работа, нехватка физической активности.
Вообще-то причина только одна – первая – психологические проблемы, а вариант 2 и 3 это просто разновидности психологических проблем. Пищевое варварство не возникает на пустом месте и у счастливых людей. Для тела физические нагрузки – это потребность, и что происходит с человеком, если он этой потребности не чувствует?
А если у человека есть 10-20 кг лишнего веса, это сигнал к тому, чтобы поискать где и что не так.
И в качестве иллюстрации — клиентская история. Барышня вдруг начала сбрасывать вес, без напрягов, без усилий – он начал уходить сам собой. Ни пищевое поведение, ни уровень физических нагрузок не изменился. С весом мы не работали, хотя это был один из запросов. Но мы прокачали ценность, особенно аспект «моя ценность как женщины» (для барышень он имеет особое значение), и разобрались с контролем, и вес стал уходить. Почему? Контроль – это защитный механизм. Мир опасен, ты в нем маленький и ценности не имеешь, поэтому мы обрастаем массой, чтобы быть побольше и поценнее. Наращиваем своего рода панцирь, который нас будет защищать от жизненных трудностей.
И традиционный совет.
Есть очень простая формула, чтобы понять, почему вы не худеете. Просто подумайте, что вы должны будете делать, если похудеете, то, что сейчас не делаете. Это должно быть что-то, что вам не нравится или вас пугает, что вы не считаете своим сильным качеством или навыком. В большинстве случаев – это контроль. Моя мама набирает вес, чтобы контролировать всех членов семьи. Она набирает вес, у нее усиливается нагрузка на сердце, она начинает болеть, вся семья группируется вокруг нее, лечит, заботится, ходит на цыпочках. Кто-то не худеет потому, что когда я похудею, то придется как-то отношения строить, а это страшно, не понятно, и вообще вдруг меня никто не полюбит? И поэтому лучше не худеть, тогда у меня есть оправдание, почему меня никто не любит.
Как-то так.