Размышления о современной моде, мизантропии и клетке в мужском костюме

Последние лет 5-7 меня периодически занимал вопрос: «Почему современные дизайнеры так стремятся изуродовать женщин?» И вопрос этот меня занимал исключительно с антропологической точки зрения. Отчасти, даже возникало ощущение, что это некая гендерная несправедливость. Но тут я столкнулась с необходимостью создать определенный мужской образ, в связи с чем отправилась на просторы интернета посмотреть, что предлагает современная мужская мода и обнаружила, что мужчинам в этом отношении повезло еще меньше. Если женщин просто не любят, то их, видимо, ненавидят.

Как-то, не так давно, бродя по Марэ и рассматривая витрины магазинов, у нас с прекрасным Андреем Аболенкиным зашел разговор о клетке в мужском костюме. Я тогда впервые задумалась о том, что клетка в костюме делает мужчину неубедительным, снижает его масштаб. Я тогда сказала, что для меня клетка – это то, что ограничивает мужчину. Причем практически любая клетка – это попытка поставить человеку какие-то рамки. Это даже если не учитывать, что клетка на брюках выделяет и подчеркивает все даже самые крохотные недостатки фигуры, причем даже там, где их нет. И вторая мысль была о том, что в костюме клетка вошла в моду в начале 20 века. И если вспомнить образ мужчины в костюме в клетку начала 20 века, то возникает ощущение мелкого мошенника или человека, нечистого на руку. Эдакий мелко-криминальный элемент, который, в силу своей суетности и несерьезности, даже средне-криминальным авторитетом стать не смог.

Потом я проверила это свое впечатление, задав вопросы знакомым барышням. И практически у всех возникли схожие ассоциации.

И вторая тенденция современной моды – это узкие и коротенькие штанишки. У меня устойчивое ощущение, что производитель банально экономит на ткани, чтобы нашить этого странненького, что называется современной модой, побольше. Ну, во-первых, узкие штанишки идут только очень худым, субтильным юношам. Как только юноша начинает превращаться в мужчину, когда проявляется сила и ощущение, что он своей силой управляет – узенькие брючки на нем становятся просто смешны. Они неуместны, они ему не соответствуют, они визуально лишают его силы, знаний, уверенности.

Если штаны узкие и в клетку, то эта комбинация выпячивает и усиливает все недостатки фигуры. Более капризной одежды в этом отношении придумать сложно, ну, разве что балетное трико красного цвета.

А вот если штанишки еще и короткие, то тут вообще становится весело. Я как-то сказала, что современная мода делает мужчину похожим на адскую смесь Малыша и Карлсона. А потом задумалась почему. И обнаружила любопытное: исторически, лет до трёх, мальчик носил платье, потом его одевали в короткие штаны, в которых он и ходил вплоть до подросткового возраста. Когда мальчик переодевался в длинные брюки, это значило, что он уже не ребенок. Вообще, все эти пляски со штанами были важными этапами инициации на пути от младенца к мужчине. И похоже, что в коллективном бессознательном это информация как-то отпечатана.

Условно, длинные штаны маркер того, что мужчина умеет принимать решения и брать на себя ответственность и поступать как мужчина. Может быть, мужчины в коротких штанах тоже могут, но лично у меня желания проверять не возникает. Я сейчас не о том, лучше ли они или хуже они на самом деле, я о том, какое впечатление создает костюм. Человеческий мозг формирует мнение о человеке в первые 7 секунд встречи. Чтобы изменить чье-то мнение о себе, потребуется значительно больше и времени, и усилий.

И когда ты видишь укороченные штанишки на мужчине, вдруг обнаруживаешь, что не можешь относиться к нему как к взрослому. Не можешь воспринимать его слова и действия как нечто серьезное, не можешь рассматривать его как некую эмоционально стабильную единицу. Это выглядит, как своего рода заявление – я не взрослый и не хочу взрослеть, я не хочу быть мужчиной.

Является ли это отражением внутреннего запроса общества или отражает реальность… Ну, скорее всего, и то, и другое.

С одной стороны, сейчас, как никогда раньше, актуален запрос на молодость. И это проявляется не только в направлении научных исследований — и биохакинг, и колоссальные вложения в геронтологические исследования по всему миру, и поиски гена старения. Мода каким-то образом всегда откликается первой на едва обозначенный общественный запрос. Поэтому, с одной стороны, это маркер такого стремления к молодости, хоть и не совсем здорового.

Но с другой стороны, любопытно, что в массе своей женщины относятся к этой мужской моде с недоумением и иронией. Женщина в паре М-Ж, всегда нестабильный, подвижный элемент. Если мужчина это элемент порядка и стабильности, то женщина – элемент хаоса и движения. И как только мужчина теряет устойчивость и стабильность в качестве базовых характеристик, то подвижная часть системы предвидит разрушение системы, ибо устойчивость, которая ее балансирует, уже не в силах противостоять ее подвижности. Но система всегда стремится к самосохранению. Поэтому, если один элемент ослабевает, его функции берет на себя другой элемент. И если мужчина(ян), как основа, слабеет и приобретает качественные характеристики свойственные инь, то инь должна будет воспринять мужские характеристики ян. И если присмотреться, то в обществе мы уже некоторое время наблюдаем изменение поведенческих механизмов, присущих тому или иному полу.

А начиналось все с коротких штанов :)))