Совет от Наны

Sharee

ВОПРОС ЭТОЙ НЕДЕЛИ:
Коллеги на работе изо всех сил хотят дружить, а мне с ними не интересно. Как быть, ведь и время на них терять не хочу, но и на работе отношения портить не хочется?

Тут все будет зависеть от степени «не хочу». Нежелание может быть окрашено разной степенью интенсивности. И иметь разные причины. Например, не хочу категорическое, потому что мне противно с этим человеком общаться сам не знаю почему, или потому что его поведение мне претит, или не хочу, потому что лень, а это надо себя сдвинуть с дивана, или не хочу, потому что непонятно, как с этими людьми общаться, а то, о чем они разговаривают, мне не интересно.

В любом случае — категорическое нет — это единичные случаи, когда вы отторгаете человека, руководствуясь биохимией, если категорически нет из-за поведения, то вы осознаете, что у вас различные ценности и мировоззрение — в этих случаях стоит максимально дистанцироваться и держать вежливую дистанцию. Близок вам этот человек все равно не станет, так стоит ли себя заставлять делать то, что делать не хочешь? А вежливая дистанция очень хорошая вещь в таких случаях — она гасит потенциальный негатив, т.е. вы вежливы, но мягко удерживаете дистанцию. К такому поведению не подкопаешься и претензий обычно не возникает. А через какое-то количество безрезультатных попыток «подружить» человек просто перестает предпринимать эти попытки.

Ситуация, когда мне лень… Это интересная штука. Наш мозг устроен таким образом, что решения принимает, взвешивая плюсы и минусы. Ситуация, когда мне лень, означает, что минусов пока больше чем плюсов, но не радикально. Т.е. есть и плюсы и минусы. И вот тут возможны варианты — я не вижу всех плюсов, и если я их увижу, то вполне возможно, это общение/дружба принесет мне удовольствие/пользу/окажется интересной или занимательной. И тогда стоит посмотреть на человека повнимательнее. Не в смысле сразу бежать дружить, а в смысле понаблюдать, что у нас с этим человеком общего, а в чем мы различаемся, совпадает ли у нас чувство юмора, уровень образования, что человек умеет, в чем его сильные стороны, в чем слабые. Во-первых, это невероятно интересное занятие — узнавание другого, а во-вторых, открывает перед вами новые горизонты — от того, что вам всегда будет с кем пойти в кино, поговорить о квантовой механике или обсудить политическое положение на Занзибаре, до того, что человек умеющий видеть в людях их достоинства, увлечения, сильные и слабые стороны — всегда легко формирует социальный круг общения. А именно через круг общения приходят деньги, карьерный рост, различные возможности. Просто потому, что информация к нам всегда стекается от людей, а мы живем в эпоху, когда информация — это возможности. И у вас есть реальный шанс научиться видеть и использовать эти возможности.

Ситуация, когда «непонятно как с этими людьми общаться» или «я интроверт» — похожа на предыдущую, но хуже. По большому счету — это страх, что меня не примут, что я недостаточно хорош, и вообще мне лучше от людей спрятаться. Потому что если я видимый, то меня оценивают. А я этого не люблю, не терплю и вообще. По факту это означает, что я сам себя ценю не очень, поэтому ожидать, что люди во мне увидят что-то хорошее или ценное для них, мне не может даже в голову прийти. И это, скорее всего, родительские программы и семейные сценарии, которые сформировались в поведенческие шаблоны и систему убеждений.

В общем штука неприятная и неполезная. Это сценарий невидимки. Я спрятался и меня не видят люди, мимо меня проходят деньги и карьера, мимо меня проходят отношения. Потому что это страшно — быть видимым. Ну, тут осознание того, почему это происходит, может помочь. Но вообще-то, это повод для серьезной, системной и довольно длительной работы по изменению и установок и поведенческих шаблонов. Там много всего, что влияет на состояние «невидимости». Если это ваш вариант, то тут повод серьезно задуматься.

Если же, независимо от того, что я тут по-написала, вы продолжаете не хотеть с коллегами дружить, то учитесь мягко отстраивать границы. Быть вежливым и дружелюбным всегда, но мягко уклоняться от коммуникации, особенно вне работы. Тоже ценный навык в карьере, да и не только в ней:)