Совет от Наны

СОВЕТ ЭТОЙ НЕДЕЛИ:
Как перестать быть удобной? Не очень давно я сменила работу, в специфике работы компании я не очень разбиралась, но коллеги мне помогали и все объясняли. Конечно же, я помогала им с тем, в чем хорошо разбираюсь сама. И как-то так незаметно получилось, что кроме своих обязанностей я теперь еще и часть их работы делаю. Все счастливы, всем хорошо и удобно, кроме меня – я частенько задерживаюсь в офисе. Резко начать всем отказывать в помощи немного страшно, обиды и претензии точно будут, а я стараюсь избегать любых конфликтов. В итоге на работу ходить уже совсем не хочется, очень хочется уволиться, но сейчас это явно не вариант.

Тут один способ – научиться отказывать. Других вариантов нет. Поэтому надо выбрать тот, который будет наименее болезненным для вас и не позволит окружающим на вас обижаться.

Я в таких случаях советую использовать закрытые списки дел. Вы каждый день составляете список дел на день грядущий. Условно, вы пишете в список все, что вам завтра нужно сделать по своей работе и закрываете список, пишете список на послезавтра и его тоже закрываете. Это означает, что в течение 2-х дней вы делаете только то, что в вашем списке. Иными словами, только то, что относится к вашей работе. Закрытый список означает, что вы больше никаких дел в него не добавляете. Ни своих, ни чужих. Исключение составляют авральные дела повышенной важности – ваши, не коллег. Если к вам приходит человек, вы спокойно говорите, что вы очень сожалеете, но сейчас у вас нет времени, у вас своей работы много, и, возможно, вы смогли бы человеку помочь послезавтра (через неделю, через месяц), при условии, что у вас вдруг освободится свободное время. И добавляете, что это на самом деле маловероятно. В конце концов человек от вас отстанет потому, что вы ему вроде и не отказали, но сроки отодвинули и гарантий, что поможете, не дали.

Вот некоторые приемлемые формы отказа: «Если я займусь твоим делом, то не выполню свое, а это недопустимо/я не могу себе позволить не выполнять свои задачи», «Мне жаль, что не могу сейчас тебе помочь», «Вижу, что у тебя много дел, однако и я сейчас в такой же ситуации», «Я бы с радостью помогла тебе, но увы, сейчас не могу», «Я слышу, что тебе нужна помощь, но в данный момент не могу тебе помочь, может ты обратишься к кому-нибудь еще», «Сожалею, но прямо сейчас я не берусь за новые проекты», «Мне нужно кое-что проверить, но, думаю, будет лучше, если вы не будете на меня рассчитывать».

При этом вы совершенно не обязаны объяснять, чем вы заняты, оправдывать свой отказ и придумывать причины, по которым не можете удовлетворить запрос коллеги. Говорить «нет» без объяснений — неотъемлемое право каждого человека. Если со стороны коллеги это действительно просьба, то она должна предусматривать отказ. Если же ваш коллега не принимает отказ, то это уже не просьба, а требование. И это означает, что коллега ставит вас в заведомо подчиненную/слабую позицию.

Если просьба коллеги является, на ваш взгляд, манипулятивной, то тем более отказ должен быть лаконичным, так как манипуляторы вынуждают нас объяснять и выискивают в объяснениях брешь, куда вы непременно попадете. Так может выясниться, что дела у вас не настолько важные, что время еще терпит, а вы еще не так устали, как он. Поэтому объяснение должно быть коротким – я не могу, сочувствую, и может быть когда-нибудь потом через неделю, если у меня будет время.

Есть такая техника «Заезженная пластинка»:
— Маша, помоги мне, пожалуйста, составить отчет!
— К сожалению, не могу, занята.
— Но у меня очень много работы. Я непременно все провалю!
— Я слышу, что ты очень переживаешь, но не могу тебе сейчас помочь.
— Но мне так нужно!!
— Понимаю, что если бы это не было так важно, то ты бы не обратилась ко мне. Мне очень жаль, что я не могу тебе сейчас помочь.

Эта методика хороша тем, что вы не просто отказываете собеседнику, но даете ему понять каждый раз, что слышите его и что вам не безразлична его просьба. Однако ваша позиция при этом остается неизменной.

При этом даже если вы не заняты, но не хотите тратить свое свободное время, выполняя чужую работу, не лгите, говорите прямо: «Да, у меня выдался перерыв, и мне очень важно сейчас отдохнуть. Если у меня будет возможность выполнить твою просьбу, я это сделаю».