Выгорание — деньги vs смысл.

Выгорание – одна из весьма актуальных и довольно серьезных по степени своего влияния на экономику тем. Она может коснуться каждого. Но где-то это связано с действительно сложными выборами и особенностями специальностей, как, например, у врачей. А где-то выгорание – это следствие детских травм (как ни странно это звучит).

И если озадачиться своей жизнью и тем, что человеку не нравится, можно вполне себе избежать этого модного, но весьма тяжелого состояния. И не придется уходить в дауншифтинг, ехать на Гоа и жить там на 3 копейки в попытке понять смысл жизни. А когда ты его понял и приходится возвращаться в реальную жизнь, мир тебе, такому прекрасному, предлагает те же 3 копейки, но тут нет моря и солнца.

Выгорание поначалу выглядит как «я больше не могу этим заниматься, и у меня не выходит себя заставить».

Впервые я столкнулась с выгоранием году в 2015, когда ко мне на консультации начали приходить люди с запросом на поиск предназначения. Это был весьма немалый поток людей, которые искренне верили, что как только они найдут предназначение, у них сразу и состояние выровняется и деньги потекут бурным потоком. Иначе же не может быть? Какая-то часть людей в бизнес идет с тем же посылом.

Но реальность редко совпадает с иллюзиями в нашей голове. И в реальности люди бодро стартуют, у них не получается обеспечить себя в том объеме, который позволяет нормально жить, человек оказывается в состоянии нехватки – сначала денег, клиентов, потом он начинает работать больше – и начинает не хватать уже времени, внимания, которое он оказывает членам семьи, и начинаются проблемы в семье. В какой-то момент хочется бросить все и сбежать куда глаза глядят. Особо ответственным и привыкшим быть хорошими, со всем справляться и тащить на себе не только себя, но и окружающих – хочется перестать быть вообще.

Вообще-то, когда человек начинает думать о смене вида деятельности, он ищет не вид деятельности, он ищет смыслы. Если это про вас – поздравляю, вы уткнулись в экзистенциальный кризис. Звучит замысловато, импозантно и даже аристократично. Ну почти как у Пушкина про «русский сплин». Ощущается при этом весьма печально.

Так вот, прежде чем отправляться бороздить океан бизнеса или бросаться в новую профессию, задайте себе вопрос: «Мне в моей работе чего не хватает?». При этом самым сложным будет отстроиться от состояния «да в ней вообще нет ничего хорошего». А если не получается, то, наоборот, посмотреть, что именно плохого в ней есть, все пункты, которые вам не нравятся и заставляют не любить вашу работу. И так пока не препарируете все моменты, которые вас не устраивают в вашей работе сейчас.

Зачем вам это делать? Чтобы обнаружить смыслы. Если вас не хвалят или не продвигают на работе и вы, собственно, от этого и пытаетесь сбежать в бизнес – это плохая мотивация. В бизнесе вас будут хвалить еще меньше, а продвижение будет исключительно вашей обязанностью, как и зарабатывание реальных денег на себя, на сотрудников, на налоги. В этом случае уходить в бизнес смысла нет. Разве что как в духовную практику, которая вас очень больно и дорого, но таки прокачает, и вы научитесь не сбегать в иллюзии и воспринимать мир более или менее трезво. Или, правда, может совсем сломать. Такое тоже не редкость.

Еще вы можете хотеть свой бизнес, чтобы сделать всех счастливыми или потому, что всем нужен результат вашего труда. Но поверьте, у людей настолько странные и настолько разные представления о счастье и о том, что для счастья им нужно, что вы удивитесь. И вот они точно не поймут, каким образом их счастье связано с вашим бизнесом и точно не купят. Абстрактное чужое счастье — тоже плохая мотивация для старта.

Вам нужно понять, зачем лично вам нужно этим заниматься, почему вы не можете этого достичь никаким другим способом, как-то подружить это с собственным финансовым интересом, и понять, какую конкретную пользу получат вовсе не все, а только те, кому это нужно, и почему вы хотите помогать именно им. И найти место, где водятся люди с такими потребностями, научиться с ними разговаривать, доносить до них свои смыслы, искренне интересоваться ими и хотеть помочь. А еще быть уверенным, что вы можете им помочь.

И вот только тогда ваш бизнес имеет смысл для вас самих. И тогда вы получите благодарность покупателей, готовность человека, получившего то, что он хотел получить, рассказывать о вас и советовать вас, ну и ощущение нужности. И все это будет поддерживать вашу мотивацию продолжать работать 24/7 и дальше.

Если вы от бизнеса хотите только деньги, а остальное для вас не столь важно, если вам наплевать на вашу целевую аудиторию, но вы отлично знаете ее запрос и умеете его удовлетворять, но при этом вы осознаете, что для бизнеса важно знать потребности потребителя как можно точнее – вы удивитесь, но изучение потребностей ЦА приведет вас к тому, что ваша целевая аудитория станет вам интересна и вам понравится процесс охоты за ней. И, возможно, деньги останутся главной целью вашего бизнеса, но точно не будут единственной. И это тоже даст вам те самые смыслы для работы, для того, чтобы находить в себе ресурс, продолжать делать то, что вы делаете, расти, масштабироваться и т.д. Если же в качестве интереса будут только деньги – вас самих на долго не хватит.

В чем особенность выгорания? В том, что оно случается, когда в системе вашей жизни происходит перекос – чего-то становится слишком много за счет других сегментов. Интерес в жизни не может быть один. Если вам интересно что-то одно, а все остальное вы отодвинули как неважное, то задумайтесь о том, что будет, когда ваш единственный интерес будут удовлетворен? Когда вы насытите этот интерес?

Ответ будет простым – вы выгорите, потому что в вашей жизни какое-то время не будет смыслов. А бессмысленность жизни – это не самое приятное состояние.