Быть спасателем – звучит, вроде бы, хорошо и полезно для людей, и ты весь из себя такой героический герой. Но с точки зрения любого психолога, быть спасателем, стремиться кого-то спасти – это признак того, что вы мечетесь по треугольнику Карпмана «жертва- агрессор-спасатель», периодически меняя роли. И сейчас вы спасатель, завтра вам надоело, и вы агрессор, послезавтра – вы себя вините и хотите, чтобы вас пожалели или помогли – вы на пути к жертве.
В бизнесе играть в такие игры сильно себе дороже. Потому что если вы предложите жертве план действий, где ей надо будет что-то делать, то вы обнаружите, что жертва не сделает вообще ничего, чтобы выбраться из этого состояния. Жертва на самом деле не хочет быть спасенной, жертва хочет, чтобы вы все свое внимание направляли на нее и ее проблемы. Тогда она чувствует себя хорошо. И как только вы начнете спасать кого-то, то сами не заметите, что большую часть своего времени вы тратите на его проблемы, а на свои дела ни времени, ни внимания уже не остается.
Но когда у вас свой бизнес – он тоже требует вашего внимания, и в большом количестве. А как только ваше внимание фокусируется на решении чужих проблем, ваш бизнес начинает проседать. Просто потому, что на 2 большие задачи человеческого внимания никогда не хватает, а если все-таки это удается сделать, то это только кажется, что вам удалось – в обеих задачах снижается качество решений.
В мире есть один закон, который не стоит забывать: если у тебя возникает проблема, это значит, что у тебя есть все необходимое, чтобы ее решить – у тебя есть ресурсы для этого, у тебя есть силы для этого. Нам никогда мир не выдает проблемы, с которыми мы справится не можем. Так что если ты спас себя – ты молодец. У тебя был ты, ты использовал себя для спасения себя, ты взял тот ресурс, который был необходим и достаточен для решения проблемы. У того, кто ждет твоей помощи, тоже он есть, но человек не хочет, чтобы его проблема была решена, он использует проблему, чтобы почувствовать свою важность. Поэтому научитесь говорить «нет» тем, кто пытается переложить на вас свои проблемы.
Вы не должны помогать всем – в этом кино роль бога досталась не вам. Особенно не стоит это делать, если вас не просили. Занимайтесь своими делами, своим бизнесом. Есть такое понятие «здоровый эгоизм» – нас к нему возвращают каждый раз, когда демонстрируют перед полетом в самолете меры безопасности и говорят «сначала обеспечьте маской себя, потом ребенка». Потому что если что, вы ребенку помочь сможете, если станет плохо вам, то ребенок вам помочь не сможет, потому что не сумеет.
В бизнесе это правило работает так же. Сохраните собственный бизнес, а еще лучше – развивайте его, и у вас будет больше возможностей. Например, любой устойчивый бизнес помогает обществу, даже если у него нулевой доход, но есть наемные сотрудники, которым платят зарплату и денег хватает на уплату налогов. Такой бизнес создает рабочие места и усиливает экономику. Но чтобы этот бизнес становился более устойчивым – его стоит развивать. И тогда влияние этого бизнеса на жизнь людей усилится, и больше людей получат пользу. И нет, вы по-прежнему никого не спасете, но пользы от вашего живого и устойчивого бизнеса будет реально много. А пользы от спасения жертвы не будет даже жертве. Особенно если вдруг случится чудо, и вы жертву таки спасете, она на вас обидится. Потому что ее цель не спасение, а привлечение к себе вашего внимания.
Как понять, ты уже спасаешь всех, или твое участие в решении чужих проблем все еще в пределах нормы? Проанализируйте, сколько времени вы тратите на «помощь», эта помощь вам приносит выгоду, радость, понимание, что вы потом получите вот такой бенефит? Если вы занимаетесь решением чужих проблем и за это получаете, не знаю, деньги, участие в будущей прибыли, процент от бизнеса – вы в пределах нормы. Если вы делаете это безвозмездно, т.е. даром, и понимаете, что ваше вложение времени, денег, усилий никогда не окупится – слезайте с этой карусели Карпмана. Вы там.
Если среди клиентов все больше бедных и несчастных, которые не тянут ваши цены
– вы на карусели Карпмана. Вы прям их притягиваете. И вам пора менять в себе ролевые модели. Перестаньте быть кормящей матерью/отцом взрослым людям. Они в той точке, которую сами выбрали, сами туда пришли, и сами развлекаются этим спектаклем.
Чувствуете свою вину за то, что не бросаетесь помогать? Поздравляю – вы примеряете костюм супермена-спасателя. Снимите его немедленно! Вспомните, что у человека есть ресурс на решение любой проблемы в его жизни, просто он не упаривается эту проблему решать.
Чтобы выйти из этого сценария, вам нужно научиться не быть удобным. Это не означает быть неудобным. Неудобный человек создает другим проблемы. Человек, который выбирает не быть удобным, просто снимает с себя табличку «комфортное такси до рая, бесплатно». Он никого никуда не везет или везет, но не задаром и не дешево, а за те деньги, которые ему понравится получать. И условия, на которых вы готовы помогать, должны быть оговорены.
«Я тебе помогу в этом, но стоить это будет столько». Или «я спасу твой бизнес, который вот-вот накроется медным тазом, но принимаю участие в управлении и получаю долю в бизнесе». Или «я могу дать тебе денег на бизнес, но под залог твоей доли в бизнесе, если к такому-то времени долг не возвращается, то я забираю твою долю и управление твоим бизнесом». И тогда да, вы тратите время, деньги, ресурсы из своего бизнеса, но приобретаете некоторый актив. И тут важно, чтобы этот актив был перспективным, а не тем айсбергом, который превратит ваш бизнес в Титаник.
Если вам удастся выйти из треугольника Карпмана, то вы обнаружите, что у вас появились ресурсы на развитие своего собственного бизнеса, на свою семью, а не на «тушение чужих пожаров». И когда вы приучитесь рассматривать ситуации с такой позиции, то сказать «нет» станет просто. Когда вы отказываете в помощи, вы возвращаете человека к ситуации, когда он берется за свое спасение сам. Это не жёсткость – это профессиональные границы.
Что вы теряете, когда начинаете спасать людей? Все – время, деньги, энергию, уважение клиентов, даже не так, не уважение клиентов, а внимание клиентов к вашему бизнесу, как к чем-то стоящему, ну и свой бизнес (в перспективе) тоже можете потерять.
Что дает вам здоровый эгоизм?
- Репутацию профессионала
- Устойчивый бизнес
- Стабильный доход
- Ресурсы для роста
- Уважение к своим границам
- Понимание, что решая чужие проблемы, вы обесцениваете человека с проблемой, потому что признаете, что он не в силах решить свои проблемы, и поэтому вы точно, лучше, чем он.
По факту спасательство – это позиция жертвы в красивой обёртке. Вы обязательно задолбаетесь спасать, поймете, что вы не тянете, и уже вы застрянете в желании, чтобы «прилетел вдруг волшебник». Здоровый же эгоизм – позиция автора своей бизнес-реальности.