Совет от Наны

Sharee

СОВЕТ ЭТОЙ НЕДЕЛИ:

Как правильно построить отношения в коллективе, потому что на прошлой работе я отказывался делать чужую работу, за что меня все ненавидели и в итоге нашли повод уволить.

 

Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я не знаю, как вы их строите сейчас. Успешных коммуникационных стратегий много — вопрос в том, что выбирать придется ту, которая в данном конкретном случае будет оптимальной применимо к данному коллективу или подойдет лично вам.

Я не думаю, что вас уволили за то, что вы отказывались делать чужую работу. Это достаточно распространенный сценарий, когда на сотрудника пытаются перекладывать работу других людей. И проблема в любом таком сценарии в том, что человек, на которого навешивают дополнительные обязанности, изначально дал людям понять, что с ним так можно. Т.е. фактически провалил собственные границы. А потом, в попытке ссадить со своей шеи коллег, создал конфликт. Это типичная стратегия — пассивно-агрессивного поведения. Когда я сначала даю людям возможность сесть мне на шею, а потом ударом «под дых» сбрасываю этого самого нарушителя.

Для меня — тот, кто навешивает на меня дополнительную работу — агрессор. Но поскольку я изначально работу брала и делала — то для человека этот сценарий — норма, и ему в голову не придет, что для вас это не норма. А когда вы начинаете отказываться — вас начинают рассматривать, как скандалиста и работника, который не желает работать.

Скорее всего, в вашем случае сценарий такой. Хотя иногда бывает, что вы просто не пришлись ко двору и вас уволили вовсе не за это, а, например, за то, что вы не нравитесь начальнику, или его раздражает ваш умный вид. Так тоже бывает, и не редко.

Но вернемся к описанному сценарию. Что делать, чтобы не создавать пассивно-агрессивного сценария. Во-первых, на этапе собеседования попросить ознакомиться с вашей должностной инструкцией. Если ее нет, то попросите ее вам написать и согласовать. Это, во-первых, создаст впечатление о вас, как о знающем себе цену специалисте, и, во-вторых, даст вам документ в руки, который позволит вам аргументированно отказывать людям при попытке навязать вам не вашу работу с первого дня работы.

Второй важный момент. Когда к вам приходят с не вашей работой, не говорите нет. Говорите, что я готов вам помочь, но у меня сейчас много своей работы, и я смогу заняться вашим вопросом завтра/послезавтра/в пятницу/на следующей неделе, и с удовольствием вам помогу. Но сейчас у меня срочная работа, которую мне никто не отменял. В данном случае вы и не отказались, и напомнили, что работа в ваши обязанности не входит, и что вы готовы помочь. Т.е. формально нет никакого конфликта. Но как правило, если к тебе прибегают с чужой работой, то потому, что аврал. Этот вариант работает, если работу сбрасывают коллеги, которые не являются начальством.

Но бывает и так, что этим грешит начальник. И в данном случае у вас должен быть план вашей работы с дедлайнами. В таком случае вы спрашиваете о приоритетности задач. И говорите, что если вы сейчас возьметесь за эту задачу, то дедлайн по вашему проекту будет сдвинут на столько-то. И еще важно, чтобы приоритет в выполнении задач вам устанавливал начальник. Чтобы начальство не металось, достаточно будет несколько раз озадачить его тем, что ваша работа вовремя выполнена не будет, потому что ее будет просто некогда делать. И очень важно уведомлять начальство об этом спокойно, без нервов и эмоций. Хотите, чтобы я делал это? — хорошо, но свою работу я сделать не успею. Но если вы настаиваете, то без проблем. И, скорее всего, начальство от вас отстанет достаточно быстро. Просто потому, что никто не любит брать на себя дополнительную ответственность. А вы вопросом о приоритетности задач создаете для начальника ситуацию, когда ему придется брать на себе еще и эту ответственность. А конфликта вы при этом не создаете.

Так что, скорее всего, люди найдут дополнительные ресурсы и либо сделают это сами, если это прям очень надо, либо найдут кого-то другого, кто не так занят или не умеет использовать любую ситуацию себе во благо