Итак, в каком месте и на каком уровне мы блокируем свои желаемые деньги?
Первое и основное — мы блокируем количество денег, которое опасно или которое мы не сможем удержать в руках. В основном, количество денег, которые человек имеет или получает, связано с безопасностью.
Причем, это и как собственный опыт: ситуации в своей жизни, когда от денег было больше вреда, чем пользы, так и опыт других: когда я видел/читал о том, как у людей в жизни случались трагедии из-за денег : убили, ограбили, покалечили, похитили близких. По большому счету не важно, реальные это события или выдуманные, достаточно чтобы они произвели на человека сильное впечатление. И есть еще один вариант опасности денег — это родовые сценарии, в которых расстреливали, раскулачивали, ссылали из-за денег.
Более того, расклад, когда запрет на деньги передается в родовой истории, оказывается сильнее, чем собственные программы. Причем, не имеет значения, знает ли потомок об истории семьи или нет. В большинстве случаев, человек не в курсе ни подробностей, ни событий, просто обнаруживает что всякий раз, когда решает открыть бизнес, построить карьеру, заработать деньги, он оказывается с одинаковым результатом: или наступает на одни и те же грабли, или заработав деньги, вдруг их теряет, неудачно вкладывает, принимает стратегически неверное решение в бизнесе и теряет деньги. Кто-то знает историю семьи, но свои денежные неудачи с ней не связывает. Правда, родовые сценарии могут быть связаны не только с деньгами, они вообще могут быть связаны с любым аспектом жизни. Тут может быть все что угодно, но деньги, отношения — самые распространенные.
Самые распространенные родовые сценарии, связанные с деньгами в нашей стране, связаны с революцией, коллективизацией, раскулачиванием. Т.е. это поколение дедушек и бабушек. Когда за лишнюю, с точки зрения власти, корову могли расстрелять или сослать в степи и «выживай, как знаешь». И если кто-то погибал или кого-то расстреливали, ссылали, то у всех, оставшихся в живых, намертво впечатывалась программа — «иметь деньги опасно для жизни». А между жизнью и деньгами подсознание всегда выбирает жизнь. Точнее, даже не подсознание, там все еще глубже, этот выбор лежит на уровне инстинктов.
Смерть — событие самое сильное в жизни любого человека. Я сейчас даже не о собственной смерти и не об угрозе собственной смерти, а о смерти, которую человек наблюдал. Достаточно один раз увидеть, особенно насильственную, чтобы выбор «жизнь или деньги» никогда больше не стоял перед человеком. И когда-то давно принятое предком решение «выживать», а не «жить в достатке», достается сформированной стратегией всем потомкам.
Но идем дальше. Цели и желания.
Есть такая цитата Оноре де Бальзака : «Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, не находит никогда». Так вот, при всем при том, что люди от сотворения мира хотят денег, но большая часть этих самых людей денежные цели никогда не ставит. И даже когда человек говорит, что хочет денег, то в большинстве случаев он денег не хочет.
«Как же так?» — спросите вы. Все очень просто. Желанием денег мы чаще всего называем желание чего-то еще — признания, любви, уважения, всего того, чем деньги не являются. Но называем это деньгами, и удивляемся, что их количество не растет. Просто мое желание, оно другое. Оно не о «желании денег». Эта ситуация называется вторичной выгодой.
Как это выглядит на практике?
Клиентская история: запрос на деньги. Причем скорее на постоянный доход, нежели на бизнес. Но клиент озвучивает желание бизнеса. Начинаю выяснять что за бизнес?
Клиент — если бы у меня были деньги, то я бы открыл свое издательство.
Я — вы занимались издательским бизнесом раньше?
Клиент — нет, никогда.
Я — вы занимались когда-нибудь маркетингом и продажами?
Клиент — нет. но если бы у меня было 100 000 долларов, то я бы открыл издательство.
Я — 100 000 долларов? Я бы сильно подумала влезать бы туда, даже если бы у меня был миллион. 100 000 долларов улетят за месяц-два и бизнес помрет, не успев родиться. Так зачем вам издательство, если вы не понимаете, как работает этот бизнес, не знаете его подводных камней и течений?
Клиент — ну если не издательство, то книжный магазин.
Я — вы умеете продавать?
Клиент — нет.
Я — вы любите продавать?
Клиент — нет.
Я — зачем вам магазин? Само наличие магазина не добавит вам ни любви к этом процессу, ни навыка. А вот обязанностей, ответственности и материальных затрат добавит. А вы мне говорили, что вообще не очень любите что-то организовывать.
Очевидно, что человек бизнеса не хочет, в нем не разбирается, и, похоже, путает желание денег и бизнес. Причем, даже не осознает, что бизнес прибыльным бывает реже, чем убыточным. Но едем дальше:
Я — а почему именно издательский бизнес или книжный магазин?
Клиент — чтобы издавать свои книги.
Вот и вылезло истинное желание человека: Я хочу издавать свои книги, но их не хотят издавать издательства, в которые я обращался (если вообще обращался), поэтому я хочу денег на издательство, чтобы издавать свои книги самостоятельно. И это только первый пласт вторичных выгод. Но тут уже заложена невозможность получения денег таким путем. Потому что если я хочу публиковать свои книги, то ищу агента и плачу агенту, чтобы он продавал мои рукописи издательствам — и это будет самый простой и самый дешевый путь, второй путь тоже сильно дешевле, чем издательский бизнес — это просто банально оплатить издание. И будет у человека счастье. Но таким путем человек не пошел, он даже его не рассматривал, хотя этот вариант предлагали и издательства, и озвучивала я. Т.е. бери и реализовывай мечту — сначала напечатаешься сам, а вторую-третью и пятую книжки уже напечатают издательства. Но нет.
А я точно знаю, что если есть твое желание, оно сильное и не обременено вторичными выгодами, то оно реализуется само собой. А тут вроде бы и желание сильное, но человек от способов реализации отворачивается. Так что? — продолжила я выспрашивать про то, что человек пишет и зачем, кто целевая аудитория. Готова ли целевая аудитория платить деньги за такие книги?
Вдруг выплывает, что истинное желание человека — это получить признание и уважение семьи. И книги, и мечта о деньгах — это все лишь способы, которые человек придумал и которые, как ему кажется, приведут его к желаемому результату.
Нужны ему деньги? Нет. Сможет он их заработать? Тоже нет . По одной очень простой причине — у него нет ни желания денег, ни цели их получить.
Я довольно часто вспоминаю этот кейс, уж очень он наглядный. И самое примечательное тут даже не одна вторичная выгода, тут их несколько и одна прикрыта другой. И самое примечательное, что деньгами человек обозвал потребность в любви и принятии собственной семьи, что на первый взгляд с деньгами никак не связано и связано быть не может. Ему даже в голову не пришло, что хочет-то он не денег. Его «желание денег» на самом деле желание не денег и, значит, нереализуемо. И это мы еще на стадии желаний.
В большинстве своем, у людей с желаниями проблема. Или их катастрофически мало, или они вот такие. Или на желания вообще стоит запрет. Или в битве между «Я хочу» и «Я должен» побеждает «Я должен». И объем желаний у человека со временем сокращается до ужасающих размеров. Причем в буквальном смысле. Как это? Вот представьте, что вам хотеть нельзя. Но если уж вы хотите, то ваше желание может оправдать только что-то большое и масштабное. Только это желание масштабного нечто снимает тот самый внутренний запрет на желание. И вот ты желаешь 20 миллионов, мира во всем мире, или стать вторым Биллом Гейтсом, а ничего не происходит. Почему? Просто в этом мире все — навык и желать надо уметь. А если тебе всю жизнь хотеть нельзя, то где и как ты этому научишься?
Как-то меня один приятель спросил про техники исполнениям желаний, точнее про техники, которыми я пользуюсь. Я сначала подвисла, потому что никакими особыми техниками я не пользуюсь. С желаниями все просто — это твое желание? — если да, то исполнится. Если не исполняется, то или это не твое желание, или оно не экологично, или у тебя есть вторичная выгода от его неисполнения. И вот тогда надо разбираться, что там внутри этого желания.
Если это желание твое, если от его исполнения не умрет сосед, соседская собака или никому не станет плохо, а у тебя нет особо любимой плюшки, которая исчезнет при исполнении твоего желания, то пожелал, попросил подсознание помочь или ускорить и забыл. И оно само собой как-то закрутит шестеренки и исполнится.
По крайней мере, у меня именно так, почти со всеми желаниями.
Давайте разбираться, как понять что желание твое и как вообще понять, что это за желание? Первое и основное — это понять, а чего, собственно, я хочу. Тут люди совершают одну из двух базовых ошибок:
— я хочу сложного (это некое сложносоставное желание, которое включает и то, и то, и это, и компот);
— я хочу не того, что под этим подразумеваю.
Первое — это когда я хочу много денег, но денег ли я хочу? Условно, я хочу 20 миллионов рублей: из них 5 миллионов погасить кредит и 10 миллионов — купить квартиру, еще 1,5 миллиона на машину, ну и миллион-полтора на всякое разное, ну и, если уж желать, то круглую сумму. Итого, округляем до 20 миллионов.
Но в этом случае у меня нет желания денег. Хотя я, вроде бы, хочу денег.
Если разобраться, то в данном случае я хочу разом, быстро и вчера решить все накопившиеся проблемы, которые я создал (зачем-то) и которые я не решаю или решаю неправильно. В данном случае я хочу, чтобы у меня закончились проблемы, которые мне сейчас приходится решать: отдать кредит — это самое главное в данной ситуации. Кредиты и долги тянут вниз и отнимают энергию. С ними реально тяжело. Морально, физически. Это отдельное желание. И самое основное. И это не желание денег опять таки. Это желание отдать кредит и не быть должным. Да, для того чтобы отдать кредит нужны деньги, но деньги в данном случае — это всего лишь средство достижения цели. Само по себе желание — это не быть должным. Скажем так, «Я хочу отдать кредит, и для этого мне нужны деньги» и «я хочу деньги, чтобы отдать кредит» — разные желания по сути.
Далее — квартира. Тут вариантов множество: от желания освободиться от родительской опеки, до желания почувствовать себя крутым, достойным, сильным. Это надо рассматривать в конкретном контексте, потому что вариантов вторичных выгод тут будет большой вагон и маленькая тележка.
Кстати, чем масштабнее желание, тем больше вторичных выгод оно в себе содержит.
Но вернемся к нашему герою, желающему 20 млн.
Следующий пункт- машина, деньги на проживание и возможность не беспокоиться о том, что есть нечего. Так вот, это запрос на безопасность. Сами по себе деньги не гарантируют безопасность. Поэтому денег этот человек не получит.
А еще тут есть аргумент, что появление лишних денег поднимет мой статус в собственных и в глазах окружающих, значит, помимо желания безопасности, желания, чтобы проблемы решались сами, желания не быть должным, появляется желание быть значимым, желание быть принятым и одобряемым. И ни одно из реальных желаний не является желанием денег. Все эти разные желания имеют разную степень значимости для нас, разную степень экологичности, в отношении каждого из них есть свои блокирующие программы, свои вторичные выгоды. А мы, объединяя всю эту кучу, делаем ее неразрешимой и неисполнимой.
Что такое желание денег? И можно ли желать просто денег? Или всегда за желанием денег стоит какое-то другое желание?
Можно ли желать просто денег? Наверное, можно, когда вам условно нравится держать их в руках, шуршать бумажками, и когда вы не наделяете эти бумажки с мертвыми президентами какими-то другими смыслами. Это возможно, но мало кому удается такое отношение к деньгам. Мне когда такое удается, деньги накапливаются очень быстро. Но это состояние «Скруджа Макдака», ныряющего в золотые монеты и испытывающего наслаждение от самого процесса, сложно удержать. Но сама по себе такого рода радость, включает выработку дофамина и организм стремится повторить это состояние. И деньги начинают накапливаться.
Однако, во-первых, это состояние трудно удержать чистым и не привязать радость обладания денег к, например, возможности получить что-то, что принесет тебе другое удовольствие. Скажем, в нашем примере — это погасить кредит. Принесет это радость? Безусловно. Но это будет радость от состояния свободы от долгов. А во-вторых, деньги любят движение. Один мой приятель (человек весьма небедный) в беседе о деньгах и бизнесе как-то сказал, что деньги это движение. Это и так и не так. Это безусловно так, потому что когда ты тратишь деньги — ты освобождаешь место и новому поступлению есть куда прийти. К этому аспекту мы вернемся чуть позже, а пока продолжим разбираться с тем, что именно деньги значат для каждого из нас.
Для каждого из нас деньги означают нечто свое. Для кого-то возможности, для кого-то безопасность, для кого-то свободу, для кого-то угрозу, для кого-то обязательства. У кого-то позитивное представление, у кого-то негативное. С негативным, понятное дело, денег не будет. Точнее будет, но мало, и чтобы их стало больше, придется исправлять отношение к деньгам, как несущую конструкцию. Методично и упорно. Но и с позитивным значением вовсе не факт, что деньги на вас будут сыпаться, как из рога изобилия. Просто потому, что к желанию денег всегда примешивается что-то еще, что автоматически делает желание или сложным, или не вашим.
Ну, например, когда желание мое? Это когда ты хочешь шубу не потому, что это модно или в них уже все ходят (тут желание не шубы, а соответствовать ожиданиям окружающих или не выделяться из толпы), а потому, что мерзнешь. Хотя уже все ходят и это по-прежнему модно, но действительная причина в том, что тебе холодно. Так и с деньгами. Если деньги — это возможности, то тебе хочется больше возможностей. Но не абстрактных, а вполне себе понятных тебе и конкретных. Большие бизнесовые гуру говорят, что деньги всегда приходят под проект. Это и так и не так. Для них деньги, это возможности, причем возможности проявить себя через бизнес. И к ним приходят деньги под проект. Для того, у кого деньги — это безопасность, они придут не обязательно под проект, они придут любым наиболее простым способом для обеспечения безопасности: может, как премия или бонус на работе. В любом случае, чтобы научиться отделять свое от не своего желания денег, стоит понять, что именно для вас значат деньги. Зачем они вам?
Цели. Более или менее разобрались с желаниями, и если желание ваше и оно экологично, то подсознание запустит свои шестеренки и начнет его исполнять. Но тут вырисовывается еще одна интересная деталь. У меня есть желание 20 миллионов, и долг (кредит) в 5 миллионов. И зарплата в условные 100 000 рублей. Т.е. то, какой я сейчас, мои программы, ценности и установки сформировали для меня дефицит между тем, где я сейчас нахожусь и той финансовой точкой, куда я хочу попасть, в 24 900 000 р. Причем, наличие кредита — маркер того, что я начинаю не с нуля, а с минуса И если мой доход 100 000, то минус для меня критичный.
И сначала мне предстоит выбраться в ноль, а потом уже идти к миллионам. И неважно, что из этих желаемых 20 миллионов, 5 мне нужны на погашение кредита. В общем, между точкой, где нахожусь я и точкой, куда я хочу, разница в ценности в 249 раз. Т.е. чтобы добраться до желаемой суммы, мне придется измениться в 249 раз.
Это означает, что я должен стать не лучше, я должен стать 249 раз совсем другим человеком. А меняться мы не хотим и не любим. Почему? Потому что человеческий мозг — жадина. У него есть некий ресурс (которого хватает на зарабатывания 100 000 рублей). Для данного объёма имеющейся энергии у человека — это оптимальная безопасная сумма. Почему, собственно, мозг жадина? Потому что основную часть собственной энергии человека тратит мозг. Каким образом? При принятии решений. Наш мозг постоянно принимает решения. Причем система принятия решений у нас бинарная: по принципу да-нет. Даже решая, хотите вы чай или кофе с утра на завтрак, мозг принимает 5-7 решений. Это всего лишь вопрос — выпить ли вам чай?
Количество промежуточных решений, которые принимает мозг, при решении больших и сложных задач, несоизмеримо больше. Так вот, чем больше и грандиознее задача, чем дальше от точки, в которой находится человек, находится его цель, тем больше энергии на решение этой задачи ему потребуется. Но мозг точно знает, на какой ресурс он может рассчитывать сейчас и никогда не учитывает прибыли будущего периода. Т.е. сколько энергии у вас будет завтра, он не учтет.
У подсознания есть основная функция — обеспечить этому организму выживание. Это первый приоритет. Как этот организм будет жить, счастливо или нет — это дело вторичное и неважное, по большому счету. Выжить — это главная задача подсознания. Поэтому рассчитав доступные ресурсы, мозг, если цель очень далека и затратна, просто включит режим мечты и фантазии, где человек в своем виртуальном мире уже получил эти 20 миллионов, уже их потратил и зарабатывать их не надо. И желание не реализуется, потому что ты эти 20 миллионов уже получил и потратил, эмоциональные переживания получил, опыт, пусть виртуальный, прожил. Смысла тратить столько энергии нет.
Что в данном случае делать? Все и любые пособия, гуру, курсы и тренинги, работающие с целями советуют «раздели слона на отбивные». Иными словами, разбей цель на этапы, причем на этапы короткие, и составь план действий. Иди к ближайшей цели, а конечную цель пока отложи. Действуй по плану. Это то, что называется искусством маленьких шагов. Ни один, даже самый голодный человек на свете, не в состоянии съесть слона сразу, а вот отбивную — вполне. Так вот, вашей целью будет каждый день есть отбивную, пока слон не закончится. Правда, мало у кого хватает мотивации съесть слона до конца. И тут тоже две причины:
1) Не удается отпустить из головы конечную цель и она продолжает казаться большой и нереализуемой. И подсознание по-прежнему пытается экономить и перевести цель в область пустых мечтаний.
2) Человек не умеет радоваться достигнутому. Например, у меня желание 20 миллионов, кредит 5 млн., я погасил 500 000, по сравнению с 4,5 млн оставшегося долга — это мало. И сравнивая желаемое и достигнутое, человек обесценивает достигнутое. И дофамин не вырабатывается. Не возникает предвкушение, которое усиливает выработку дофамина и повышает мотивацию.
Что с этим делать? Сравнивать не с конечно целью, а со стартовой точкой. В стартовой точке было на полмиллиона больше. Радоваться, считать себя молодцом и вообще крутым со всех сторон и дальше идти к ближайшей цели.
(Продолжение следует)