Все эмоции важны?

Sharee

Для чего нужен стыд, когда все умные люди говорят, что от него один вред?

Все эмоции важны. Точнее, у нас есть базовые эмоции – и они лежат в основе инстинкта самосохранения. Инстинкт самосохранения опирается на эти самые базовые эмоции. Если брать за основу классификацию банальных эмоций Изарда, то это радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Они все необходимы. У каждой эмоции есть своя задача:

  1. Радость – эмоция физиологически необходимая человеку. Люди, у которых вытеснена эмоция радости, склонны соматизировать конфликты и проблемы, и создавать себе болезни, причем депрессия – самая простая из них. Радость нам нужна физиологически, мы без нее начинаем умирать. Кроме того, радость – это сильная мотивирующая эмоция.
  2. Интерес и удивление – эмоция прогресса и выживания – чем больше знаешь, тем проще выживать, чем больше замечаешь необычного – тем быстрее приходишь в состояние алертности, и значит ты готов к какому-то из сценариев – бей-беги-замри.
  3. Печаль – эмоция горевания и способ проживания утраты. Печаль замедляет функции нашего организма и побуждает обратиться внутрь себя, отстраниться от окружающего мира. Отчасти она ответственна за саморефлексию.
  4. Гнев – это агрессия в разной концентрации. Агрессия как таковая – маркер жизненной силы. Агрессия высокой концентрации запускает сценарий «бей», если агрессии достаточно, чтобы преодолеть препятствие –о человек достигает цели. Очень полезная эмоция.
  5. Отвращение и презрение – это механизм маркирования опасности. Отвращение убивает желание съесть гнилой или порченный продукт, презрение маркирует опасность в социуме. По факту, презрение – это один из маркеров системы свой-чужой., который маркирует чужеродное и вредное.
  6. Страх – запускает механизмы «беги» или «замри». Основная эмоция инстинкта самосохранения, по факту, спасает жизнь.
  7. Стыд – помогает нам соблюдать социальные правила и заранее оценивать возможные последствия их нарушения. Регулирует темп сближения в отношениях с другим человеком, чтобы близость была более безопасной для человека, помогает определять личные границы, а также помогает быть чувствительным к чужим личным границам и не нарушать их.
  8. Вина – работает похожим на стыд образом, только отвечает за социальную и этическую приемлемость собственных действий. И если стыд привязывает нарушение правил к качественным характеристикам личности – «ты не такой, как надо», то вина чисто про действие – «сделал не так, как надо». Если человек поступает вопреки социальным или собственным морально-этическим нормам – он испытывает дискомфорт.

Проблема не в самих базовых эмоциях, проблема в том, что при высоком уровне невротизации (а сейчас он в среднем по больнице высокий) – человек, в силу сложности для него переживания той или иной эмоции, оказывается не в состоянии справиться и прожить эмоцию до конца и подменяет одну эмоцию другой. И в какой-то момент у него эти две сходные по реакциям эмоции сливаются в одну.

Например, у каждого в школе был учитель, которого он боялся. Для страха здесь почвы нет, ибо не существует реальной угрозы жизни, но поскольку это социальная сфера, то здесь по факту ребенок боится чувства стыда. И создает спайку из этих 2 эмоции и называет эту спайку страхом, потому что страх проживать легче, чем стыд. Но если поскрести, то под страхом обязательно найдется стыд.

Зачем учиться проживать эмоции? Во-первых, чтобы их распознавать и не прятать одну под другую. Чистая эмоция длится очень недолго, и если ты ее прожил до конца, то мозг это воспринимает как некую победу, как успешно полученный опыт.

Спайки не проживаются до конца, и человек залипает в переживание, и не может выбраться довольно продолжительное время. И зависание в таких эмоциях усиливают невротизацию, т.е. человек становится слабее, он начинает бояться и избегать проживания эмоций.