К праздникам лично я равнодушна (ко всем, кроме Нового года), но за гендерными праздниками типа 23 февраля, 8 марта и 14 февраля я наблюдаю с интересом.
Я не знаю были ли раньше эти праздники искренними или всегда были формальными — просто не помню, но с приходом эпохи тотального потребления, они стали разрушать само межгендерное общение. И в любой из этих праздников становится очень очевидно, что сами навыки коммуникации теряются все больше и что отношения все больше и больше обесцениваются и среднестатистический человек все более и более становится не счастливым.
Бытует мнение, что это только женщине нужны и важны отношения, но так ли это на самом деле? Конечно, эмоциональная сфера для женщины — это ее пространство, это область где она сильнее, это территория где ей проще и понятнее. И да, у мужчины всегда есть первый приоритет — работа/дело/действие, но это вовсе не значит что отношения и прилагающиеся к ним чувства и переживания не нужны. К сожалению, они считаются слабостью и большинство мужчин не умеют и запрещают себе их и проживать и выражать, но моя персональная рабочая статистика показывает, что с каким бы запросом ни пришел мужчина, все равно потребность выстроить или наладить отношен будет в любом из запросов.
Итак, наблюдения за лентой 8-го марта:
1) поздравления от мужчин и от женщин распределяются примерно 50/50
— и это показатель того, что женщина не получая достаточно внимания идет делиться своим с себеподобными, чтобы хоть как-то компенсировать то, что она недополучила.
Означает ли это, что женщина не получает вообще внимания? Вовсе нет. Она не получает внимания в той форме в которой оно ей необходимо и в том объеме в котором оно необходимо.
Может кому-то открытки заполненные на стенке в фб — это приятно, но абсолютно обезличено. Женщине для удовлетворения ее запроса на внимание в принципе достаточно слов, но слов искренних и выражающих отношение именно этого мужчины именно к этой женщине (независимо от формы их отношений)
Но слова не особенно продашь, поэтому моховик продаж запускает фоновый шум — если у тебя нет «вот такой вот штучки», то ты просто лох педальный. У всех есть, а у тебя нет. Если тебе не подарили кольцо с бриллиантом, сумку от Прада или шинель от Шанель, то тебя не любят, не ценят, ты для него не имеешь ценности. И чем дороже подарок, тем выше тебя ценят. Но так ли это?
Помню, как в какой-то из праздников мне мой бывший подарил халат. Дорогой такой, махровый, практически породистый и с родословной, а мне было так обидно, потому что я не люблю халаты в принципе и потому что мне хотелось совсем бесполезное, но миленькое украшение, которое, кстати, стоило раза в 3 дешевле этого самого халата. Помнится, что мы тогда еще поссорились: он обиделся что я не оценила, а я чувствовала, что от меня просто отмахнулись и поставили галку напротив графы «поздравить с 8 марта». Меня поздравили, но обо мне не подумали, и человеку все равно какая я, он даже этого не замечает.
2) Наблюдение второе: наткнулась в этом году на рекламу сервиса, где предлагают привезти 101 розу для того, чтобы сделать селфи с огромным букетом и и разместить селфи в соцсетях. Все удовольствие за 1000 рублей. Т.е. во-первых предлагается создать видимость отношений и своего счастья, а не сами отношения. Во-вторых предлагается создать видимость идеальных отношений. А в третьих создается фоновое ожидание этих самых идеальных отношений.
Но если у человека проблема с собственной внутренней ценностной структурой, то своей ценности он определить сам не может, условно у него нет механизма определения ценности, то человек начинает определять свою ценность сначала через отношения других людей, а потом через стоимость подарков. И индустрия гендерных праздников использует именно эту формулу и формирует у людей устойчивые ассоциации — стоимость подарка = твоя ценность. И как только человек соглашается с этой установкой, то формируется идеальный потребитель, покупающий айфон последней модели на последние же деньги или в кредит, заказывающий себе прокатный букет из 101 розы, или забивающий шкаф одеждой, которую никогда не будет носить.
3) Наблюдение третье — подарочные сервисы всегда подкупают тем что тебе предлагают не думать, сэкономить время. И с одной стороны вроде бы это хорошо и даже замечательно, но никто не замечает, что это убирает индивидуальность из общения — вот тебе готовый подарок, заплати и не думай. Заче тебе знать о чем мечтает твой визави? Зачем тебе тратить на это время?
Фактически формируют поведенческий шаблон у потребителя — 8 марта — букет или парфюм, 23 февраля — носки, гель для душа, в более дорогом варианте алкоголь, парфюм или галстук, 14 февраля — цветы и романтический ужин.
И поначалу все вроде и хорошо, но только быстро привыкаешь, что букет это решение проблем, и действие становится автоматическим, и ты уже не замечаешь, что целью становится не сделать приятное именно этому человеку, а подарить букет.
А потом люди удивляются, что простроить отношения (любой степени глубины и прочности) становится сложно. На самом деле не так уж и сложно, но не стоит забывать, что отношения это вообще неудобно и некомфортно, и еще требуют искренности и непосредственного участия. Только вот механизмы общества потребления приучают нас к тому что комфорт должен быть абсолютным:) А человек рядом — это некомфортно.
И в результате мы имеем большое количество одиноких и не очень счастливых людей. А одинокий и не очень счастливый человек человек он что? — он идеальный потребитель.
Почему? Потому что в культурном коде есть вросшая и создававшаяся тысячелетиями ценность семьи вообще, и тебя как члена семьи. Потому, что в любой культуре, в любой традиции — есть миф о двух половинках и даже самые циничные циники желают получить того, рядом с которым ты чувствуешь себя счастливым. Но если счастлив и понимаешь ценность человека напротив, то тебе уже не впарить последнюю марку вон той вот страшненькой хрени из полиэстра от мегакрутого дизайнера Пупкина, которая сделает тебя крутым и значит востребованным. А если ты будешь востребованным, то ты точно будешь счастливым.
Не будешь. Ты не будешь счастлив без нужного человека рядом, как бы крут ты ни был. И да, если ты хочешь быть счастливым, придется тратить на это время, дарить тому кто рядом внимание, тратить на него время, искать правильные слова, которые позволять прикоснуться к миру другого человека, и делать это не только 8-го марта или 23 февраля.
Как-то так.