Про сопротивление

Каждый раз, когда мне задают вопросы про прокрастинацию, про лень, про «что делать, чтобы встать с дивана и лечь в направлении мечты» я говорю о том, что если не можешь – значит нет ресурса. И это так, потому что твоя мечта тебя стимулирует меньше, чем диван, который «кричит громче всех», но если копнуть чуть глубже, то возникает вопрос – а куда девается этот ресурс? А если копнуть еще глубже, то на поверхность вылезет сопротивление. Т.е. я сам создаю сопротивление, чтобы не двигаться к цели. И получается, что ресурс есть, но мы его просто не можем или не хотим направить на реализацию своих желаний.

Собственно, что такое сопротивление? В физике сопротивление говорит о том, какое напряжение необходимо, чтобы заставить электрический ток определенной силы протекать через проводник. Т.е. чем выше сопротивление проводника, тем больше препятствий на пути тока, и, значит, тем большее напряжение понадобится для преодоления этого препятствия.

Законы физики работают всегда и везде, и человеческая психика тут не исключение. Если посмотреть на внутреннее сопротивление человека сквозь призму физической формулы, то получается, что накопившаяся энергия желания просто натыкается на стену, и если усилие велико, то человек преодолевает препятствие и идет к цели/к реализации желания, если же препятствие больше и сильнее, то накопившаяся энергия, натыкаясь на препятствие, перетекает в другое русло.

Вроде бы все понятно – нет ресурса или он меньше, чем препятствие. Самым сложным тут оказывается понять и принять как факт, что все, что есть в нашей психике, создаем мы сами. И это препятствие есть продукт нашего собственного производства. Мы вроде и хотим достичь цели, но ставим препятствие на своем пути. Возникает вопрос: «Зачем?»

Причин тут несколько.

1-я причина: страх неизвестности в будущем.

Я так живу уже фигову тучу лет. Да, не так как мне хочется, да, возможно не очень счастливо, но живу же! А если я сейчас все поменяю, то вдруг станет хуже?

Опыт поколений заставляет человека фокусироваться сначала на угрозах и только после того, как человек оценит реальность этих угроз – думать о возможностях.

Если личный опыт человека скорее негативный, а мир в его восприятии опасен, то в стадию «возможностей» человек даже не посмотрит, так и застрянет на стадии «угроз», и будущее будет воспринимать с опаской. Этот страх, как правило, не осознается и корнями уходит в глубокое детство, но «руководит» нами и нашими действиями и во взрослом возрасте.

Когда этот страх включается, мы все свои внутренние силы и энергию направляем на борьбу с ним и с самим собой. Фактически, все внутренние силы оказываются связаны борьбой, и на достижение цели ничего не остается. В результате мы оказываемся не в состоянии двигаться, как муха, залипшая в сиропе. Трепыхаться может и можем, но только теряем еще больше сил.

Причем, в большинстве случаев, если задуматься о том, стала ли лучше наша жизнь в результате инициированных нами изменений, мы обнаружим, что жизнь стала лучше, но бояться неизвестности в будущем от этого не перестанем. Точнее, перестанем тогда, когда наработаем навык или привычку, почувствовав страх неизвестности задавать себе этот вопрос и каждый раз обнаруживать, что жизнь стала лучше.

2-я причина: страх совершить ошибку

Этот неосознаваемый страх возникает, когда у родителей завышенные ожидания от ребенка, и если он совершает ошибку или делает что-то неидеально, то вместо поддержки получает от родителей критику. Или еще вариант, когда ребенка все время с кем-то сравнивают, приводя этого кого-то в пример. Ну, помните классический мем про «сына маминой подруги»? Это оно.

Если вас сейчас сравнить с кем-то и не в вашу пользу (особенно, если это сделает человек, который для вас важен и любим), то вы обнаружите целый букет неприятных эмоций и не факт, что вам удастся их безболезненно прожить и утилизировать, оставшись при этом в состоянии уверенности в себе и осознания собственной ценности. Как правило, там намешано много эмоций сразу – обида, злость, разочарование, чувство вины и стыда, грусть, отторжение.

Поэтому, чтобы защитить себя от повторного переживания сплава этих эмоций, человек автоматически включает режим «лучше ничего не делать, тогда мне не придется это переживать снова». Люди с подобным травматическим опытом, став взрослыми, либо предаются пустым мечтаниям, либо обесценивают собственные цели, просто чтобы не потерпеть поражение и не услышать критики. В психологии это еще называется «выученной беспомощностью».

3-я причина: вторичная выгода.

Вторичная выгода – это решение нашего мозга не достичь поставленной цели. Причем, если начать ковырять, зачем нам это решение нужно, то обнаружится, что нам выгодно не достичь цели, что от «не-достижения» цели мы получим какую-то плюшку, которая перевешивает все остальное.

Обычно признаваться в этих выгодах даже себе человек не может и не хочет. Ведь достичь цели – это социально одобряемо, это делает тебя видным, это повышает твою ценность и т.д. Но если посмотреть на эту самую вторичную выгоду внимательно, то на уровне подсознательных программ быть видимым, например, может быть опасным или может восприниматься как опасность.

Например, все хотят денег (по крайней мере большинство людей озвучивают это желание), но когда доходит дело до реализации этого желания, то человек с места не двигается. А если поскрести это желание тщательнее, то обнаружится, что человек денег не хочет – потому что его осудят, потому что деньги для него не существуют, потому что «мне нужна любовь, а если у меня будут деньги, меня не будут любить», потому что «деньги – это грязь под ногами и я выше этого», или «если они появятся, то их у меня отнимут».

В первом случае человек противопоставляет деньги отношениям/любви и обесценивает деньги, к которым стремится, чтобы обосновать этот свой выбор. Во втором – страх потери оказывается сильнее желания иметь. И человек выбирает не иметь, потому что он уверен в неизбежности потери и боится, что не сможет пережить эту потерю.

Что со всем этим делать?

Со страхами все просто: страх это иллюзия, которая прячет от нас возможности. Поэтому, чтобы преодолеть страх и двинуться к цели, своему страху надо посмотреть в глаза, а для этого надо его обнаружить.

Когда вы этот страх обнаружили, его надо прожить, т.е. прочувствовать то самое, когда тебя не любят, или прожить ту самую потерю, причем если получится, то прожить самый страшный сценарий. Вот заработал деньги, а их отняли. Моделируешь ситуацию, проживаешь и в какой-то момент страх уходит, остается понимание, что «ну ок, живем дальше». И находишь вариант «как жить дальше», «что делать если…» и как оградить себя от потери в следующий раз. По мере того, как человек обдумывает варианты решения этих прикладных задач, он обнаруживает, что страх ушел и ситуация, может, и неприятная, но вполне управляемая.

Еще один вариант убрать страх изменений – это понять, что изменения в твоей жизни происходят независимо от того, запускаешь изменения ты сам или их запускает вселенная. Если не ты инициируешь изменения, то ты ими и не управляешь, и значит все, что тебе остается – это наблюдать за тем, что происходит и испытывать эти изменения на себе. Т.е. изменения происходят все равно, независимо от того идешь ты им навстречу или избегаешь их, так имеет ли смысл их бояться, если они неизбежны? Не проще ли их начинать самому, и тогда есть шанс, что изменения будут такими, как хочется тебе?

Одна из древнеримских мудростей гласит: “Не идти вперед – значит идти назад”. Если вы боитесь изменений и пытаетесь застыть в состоянии, то вы никуда не идете. А если вы не двигаетесь, в то время как движется и изменяется все вокруг, то вы по факту своим не-движением идете назад, т.е. удаляетесь от собственной цели. Идете в сторону, противоположную от «лучше». Т.е. условно – хочу больше денег, но боюсь изменений, поэтому двигаюсь в сторону противоположную от той, где больше денег, по факту, туда, где меньше денег или вообще долги. Как только вы поймете, что это именно так, сопротивление снизится.

Причем, тут есть еще один интересный аспект – если вы делаете и добиваетесь цели, то у вас формируется позиция победителя. Вы приобретаете уверенность, что цели достижимы. И появляется, во-первых, ощущение, что вы можете, а во-вторых вы себе даете право действовать. Просто потому, что вы можете. И достижение следующей цели становится проще, и собственно так, шаг за шагом, человек формирует стратегию: «захотел – сделал – получил результат». Без дополнительных эмоциональных метаний: «а вдруг не получится», «а вдруг я ошибусь», «а вдруг меня осудят»

И отлично работает расклад, когда вы находите свою вторичную выгоду. Как только вы увидите, зачем вам надо не достичь поставленной цели, чем для вас опасно достижение этой цели, какие угрозы оно несет, вы обнаружите некую странную и противоречивую конструкцию в вашей голове. Вторичные выгоды парадоксальны: например, в процессе поиска своей вторичной выгоды вы обнаружите, что денег вы хотите потому, что деньги для вас маркер любви, но при этом ничего не делаете, чтобы эти деньги получить, потому что уверены, что как только у вас появятся деньги, вас любить перестанут. Т.е. в вашей голове деньги=любовь, но при этом, как только деньги появляются, любить тебя перестают.

И налицо противоречие – либо деньги это не любовь, а ты хочешь любви, тогда не надо ее связывать с деньгами. И тогда любовь стоит искать каким-то иным способом, не через деньги, т.е. по факту разорвать спайку «деньги это любовь», или «деньги это маркер любови», или убрать убеждение «если у тебя есть деньги, то тебя все любят». Или второй вариант – пойти глубже: деньги = любовь, если я не двигаюсь в направлении денег, то я не хочу любви, а зачем мне нужно не хотеть и не получать любви? И раскапывать следующий пласт парадоксальных смыслов, которые управляют нашими действиями.

По мере того, как человек научается видеть и распознавать вторичные выгоды, как только человек осознает свою стратегию и цель этой стратегии – сопротивление уходит.